«Степан Григорьевич Рункевич (1867 – 1924).Жизнь и служение на переломе эпох»
Настоящая книга посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого конца XIX – начала XX века Стефана Григорьевича Рункевича (1867–1924). К сожалению, имя его до недавнего времени относилось к числу забытых, известных лишь ограниченному кругу специалистов, между тем как научно-литературное наследие, служебная деятельность и личность С.Г. Рункевича весьма замечательны во многих отношениях.
Прежде всего, он представляет интерес как выдающийся церковный деятель того времени, когда Русская Православная Церковь находилась на одном из труднейших этапов ее бытия. Это глубокая и сложная фигура, изучение жизни которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления его как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX начало XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь.
Сын сельского священника, С.Г. Рункевич получил классическое для выходцев из духовного сословия духовное образование – училище, семинария, академия. Благодаря своей даровитости и трудолюбию, он уже студентом обратил на себя внимание, и после окончания духовной академии был приглашен сотрудником в архив Святейшего Синода. Со временем Рункевич вырос в крупного ученого, получив в достаточно еще молодом возрасте степень доктора церковной истории. В служебном отношении он занимал перед революцией 1917 года должность помощника управляющего Синодальной канцелярией, дослужившись до чина действительного статского советника. С именем С.Г. Рункевича связаны такие известные исследования, как «История Минской архиепископии (1793–1832)» (1893); «Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов» т. I (1897) и т. II (1907); «Петербургская приходская благотворительность» (1900); «Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода» (1900); «Русская церковь в XIX веке» (1901); «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого» (1906); «Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим» (1906); «Александро-Невская лавра (1713–1913)» (1913); «Великая отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг.» (1916) и др. Помимо отдельных книг С.Г. Рункевичем было опубликовано множество очерков, статей, заметок, рецензий, помещенных в «Церковном Вестнике», «Христианском Чтении», «Страннике», «Историческом Вестнике», «Церковных Ведомостях», «Новом Времени» и других периодических изданиях. Все литературное наследие ученого измеряется сотнями наименований, более сорока из которых вышло отдельными изданиями.
Большой интерес представляет не только сама личность С.Г. Рункевича, но и время, в которое ему выпало жить и трудиться. Бесспорно, это любопытнейший и вместе с тем один из наиболее трагических периодов русской истории. Историки пристально всматриваются в это время, пытаясь уловить и осмыслить причины, так круто и бескомпромиссно повернувшие в 1917 году русскую историю. Это время, невероятно динамичное, было вместе с тем временем крайне противоречивым. С одной стороны Российское государство переживало необычайный подъем буквально во всех сферах жизни, с другой – скатывалось к неминуемой катастрофе. «Как?» и «Почему?» – вот вопросы, неотступно возникающие буквально на каждом шагу, когда соприкасаешься с этим временем.
Вместе с тем названное время представляет один из самых динамичных и оживленных периодов в жизни Русской Православной Церкви. Именно на конец XIX и первые десятилетия XX столетия приходится заметное оживление церковного самосознания. В то же время в связи с социальными катаклизмами резко обнажились и проблемы церковной жизни, для разрешения которых возникла неотложная потребность реформ, и в связи с этим встал вопрос о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви. Важнейшими вехами на пути к церковным реформам и подготовке Поместного Собора стали Предсоборное Присутствие 1906 года, учрежденное в 1912 году Предсоборное Совещание, Предсоборный Совет и, наконец, сам Поместный Собор 1917–1918 годов – главное событие церковной жизни той эпохи. Ко всем этим эпохальным событиям был непосредственно причастен С.Г. Рункевич. В 1906 году он состоял делопроизводителем III отдела Предсоборного Присутствия, занимавшегося вопросами преобразования церковного суда. С 1912 года был членом-делопроизводителем Предсоборного Совещания, а с июня 1917 года – членом Предсоборного Совета.
Совершенно особый период жизни С.Г. Рункевича представляют 1917–1923 годы – время его деятельности в Москве. В 1917–1918 годах Рункевич принимает участие в работе Поместного Всероссийского Собора в качестве члена Собора и председателя его Редакционного отдела. В то же время он участвует в работе специальной делегации Высшего церковного управления, образованной для защиты перед советским правительством имущественных и иных прав Церкви, пораженных после объявления Декрета об отделении Церкви от государства. На фоне ряда неудачных попыток делегации построить конструктивный диалог с новой властью и защитить имущественные права Церкви, особое значение приобретает единственный вопрос, нашедший сочувствие в советском правительстве. Это вопрос об охране церковных библиотек и архивов, оказавшихся в годы революции в бедственном, катастрофическом положении. Решением именно этого вопроса и занимался С.Г. Рункевич, сыграв исключительную роль в проблеме охраны церковных архивов. Ему же принадлежит и выдающаяся заслуга охраны и приведения в порядок соборного и других архивов Высшего церковного управления, оставшихся на его единоличном попечении после прекращения деятельности Поместного Собора.
Посмертная безвестность С.Г. Рункевича была вполне закономерной для того времени. В хаосе, вызванном революционным разломом русской истории, память о нем быстро затерлась, и это было немудрено, когда среди бурлящего моря гражданской смуты, в водовороте тех страшных событий гинули миллионы. В годы развернувшихся гонений на Церковь, когда планомерно и систематично разрушались духовные и культурные ценности, на грани гибели оказалась и церковная наука. В скорбях и лишениях один за другим уходили из жизни ее представители. О тех, кто остался в России, вскоре забывали. Да и удивительно ли это, когда само существование церковной организации стояло под вопросом.
Так случилось со многими, и казалось, история навсегда потеряла их из виду. Однако след, оставляемый такими людьми, как С.Г. Рункевич, не может затеряться во времени, такие люди свидетельствуют о себе и после смерти. Их образы, их дела проступают сквозь завесу времени, только нужно пристальней вглядеться в их лица. Нельзя сказать, что это легко, ведь сегодня приходится среди развалин и обломков прошлого отыскивать осколки разбитого образа – восстанавливая целостную картину жизни человека, его деятельности, интересов, взглядов. Именно такую попытку и представляет предлагаемая вниманию читателя книга.
К сожалению, до настоящего времени сколько-нибудь серьезной реконструкции жизни и деятельности ученого не предпринималось. Биографические очерки, помещенные в биографическом словаре Н.И. Афанасьева «Современники» и юбилейном издании «Пятидесятилетие высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода 1865–1915», да небольшая заметка в «Энциклопедии» Брокгауза и Ефрона исчерпывают сведения о С.Г. Рункевиче. Это весь круг сведений о блестящем историке, мыслителе и церковном деятеле.
В основу настоящего исследования положены материалы, почерпнутые главным образом из фондов различных библиотек и архивов.
Скачать «Степан Григорьевич Рункевич (1867 – 1924).Жизнь и служение на переломе эпох» (Одна Загрузка) .
© Г. Э. Щеглов