Рецензия на книгу «Печальник о благе народном. Жизнь и литературные труды Дмитрия Гавриловича Булгаковского» доктора исторических наук С. Л. Фирсова
Настоящая работа Г. Э. Щеглова посвящена исследованию жизни и трудов одного из наименее известных церковно-общественных деятелей последних десятилетий существования Российской империи, человека исключительно непростой личной и творческой судьбы. Биографию любого человека необходимо изучать в контексте того времени, в котором он жил, не пытаясь применять современные нам критерии оценки для понимания тех или иных его поступков. Давно и хорошо известно: чтобы понять человека, необходимо писать «роман его жизни».
Подобный роман (разумеется, не в литературно-художественном, а в социально-историческом смысле этого слова), прилагательно к судьбе Дмитрия Гавриловича Булгаковского, нам и представляет в своей новой книге Г. Э. Щеглов. Автор рассматривает становление и развитие личности Д. Г. Булгаковского, – начиная с рождения и вплоть до революционных катаклизмов 1917 года. Попутно Г. Э. Щеглов разрешает возникающие «технические» вопросы (например, о точной дате рождения Д. Г. Булгаковского). В целом, стоит признать, что автор чрезвычайно серьезно отнесся к поставленной им задаче и, реконструируя биографию своего героя, воспользовался практически всеми доступными на сегодняшний день материалами по теме, в том числе архивными источниками Санкт-Петербурга, Минска и Вильнюса.
Его работа – не апологетический труд, призванный в обязательном порядке доказать и показать безусловную уникальность и исключительный талант Д. Г. Булгаковского. Для Г. Э. Щеглова важнее рассказать, как на фоне стремительно менявшихся исторических событий отечественной истории жил, служил и писал неравнодушный к проблемам Церкви и Родины человек, чутко реагировавший на все крупные изменения народной жизни. Чтобы читатель понял, почему Д. Г. Булгаковский достоин исторической памяти, Г. Э. Щеглов реконструирует его психологический портрет, традиционно начиная изложение с рассказа о детстве и годах учебы своего героя, и продолжая изложение указанием на основные этапы его церковного служения, начавшегося в 1870 году.
Священник Д. Г. Булгаковский, конечно же, был необычным для Русской Церкви клириком. Свое церковное служение он совмещал с бурной публицистической деятельностью, при этом вовсе не желая подобной активностью «заработать» себе повышение по службе или обратить на себя внимание начальства. Его борьба за народную трезвость, как нам показывает Г. Э. Щеглов, была вызвана не тщеславием, а пониманием той опасности, которая грозила народу от все более распространявшегося пристрастия простого человека к спиртному. Автор показывает, что и после снятия сана (в 1902 году) Д. Г. Булгаковский усилил свою «антиалкогольную» активность, перейдя в светское звание, но, не перестав быть глубоко и искренне верующим православным христианином.
Вообще обращение к вопросу о причинах снятия Д. Г. Булгаковским сана, равно как и указание на ранее имевшиеся в этом вопросе прецеденты, следует отметить особо. Исключительно непростой вопрос о службе «бывшего» священнослужителя конфессионально пристрастного государства (каким, согласно буквы закона, была Российская империя) Г. Э. Щеглов разрешает корректно и основательно. Его герой предстает перед читателем сложной, но, безусловно, цельной личностью, отдавшей всю свою жизнь делу борьбы с народными пороками и публицистическому творчеству. Д. Г. Булгаковский не был графоманом, он писал лишь потому, что имел убеждение в необходимости подобного рода выступлений, высоко ценя слово и понимая его силу.
Наконец, необходимо отметить и еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, которое показывает в своей книге Г. Э. Щеглов: Д. Г. Булгаковский – церковный и общественный деятель как Белоруссии, так и России (хотя, разумеется, в его время они составляли одно территориальное пространство). Примером своей подвижнической жизни Д. Г. Булгаковский показывает неразрывность исторических связей на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви.
Как мне представляется, Г. Э. Щеглову вполне удалось написать объективный портрет Д. Г. Булгаковского – человека, жившего в эпоху, когда в культурной среде интерес к религии был либо болезненно гипертрофирован (достаточно вспомнить «богоискательство» кружка Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус), либо отсутствовал вовсе, и когда все громче заявлял о себе нигилистический атеизм. Д. Г. Булгаковский был созидателем, искренним и честным и за это, безусловно, заслуживает благодарной памяти потомков.