Афанасий Турчанович, архимандрит
Афанасий (Турчанович) (†1867) – архимандрит, педагог. Выпускник Киевской духовной семинарии и академии, магистр. По окончании академии в 1857 г. определен преподавателем в Саратовскую семинарию на кафедру библейской истории. В 1859 г. пострижен в монашество и в том же году назначен на должность бакалавра С.-Петербургской духовной академии по классу нравственного и пастырского богословия. В 1863 г. возведен в сан архимандрита. С 1865 г. ректор Минской духовной семинарии и благочинный монастырей Минской епархии.
Всего пару лет прослужил отец Афанасий в Минской семинарии, однако сумел произвести в ее жизни целый ряд преобразований и улучшений, зарекомендовав себя весьма энергичным человеком. В первую очередь он обратил внимание на учебную часть. Будучи сам высокообразованным человеком, отец Афанасий постарался всеми мерами улучшить умственное развитие воспитанников, для чего первоначально занялся устройством семинарской библиотеки. До него она находилась в весьма жалком состоянии, «будучи завалена устарелым книжным хламом», так что учащиеся практически лишены были возможности внеклассного чтения. Отец Афанасий мало-помалу наполнил библиотеку новыми и разнообразными изданиями. Часть книг он выписывал на собственные средства, на приобретение других поощрял учеников делать складчины, нередко обращался за денежными пожертвованиями в пользу библиотеки к архиерею, приобретал также с разрешения Преосвященного книги на казенные деньги.
Не оставил отец Афанасий без внимания и учебный процесс, отучая, например, воспитанников от механической зубрежки. Не упускал он из вида и материальную сторону жизни учеников. Немало стоило ему забот при скудости имеющихся средств улучшить семинарское питание. Для этого ректор установил контроль над расходом сумм, ассигнуемых на содержание воспитанников. Сам участвовал в закупке продуктов, и даже позволял семинаристам (старшим) делать на каждый день расписание блюд.
Во время ректорства отца Афанасия заметно улучшилась одежда воспитанников, «так что нестыдно было им показаться и на улицу». Для занятий он устроил отдельно от спален специальные комнаты, что дало ученикам возможность вместо спертого, несвежего воздуха дышать чистым и здоровым. Особое внимание было обращено и на поведение семинаристов. При нем «не осталось и следа той распущенности, которой отличались ученики, они более или менее приучились к порядочности».
Оставил отец Афанасий след своего внимания и на семинарской больнице. До него это был тесный наемный дом, находящийся на довольно большом расстоянии от семинарии. По распоряжению ректора под больницу было отведено просторное помещение в самом семинарском корпусе. Обновились и были улучшены больничные постели, белье, питание, больничная аптека сделалась гораздо богаче. Даже семинарский врач под руководством отца Афанасия стал внимательнее относиться к своим обязанностям, «так что мнимо больные воспитанники не принимались уже более в больницу».
Между тем деятельность архимандрита Афанасия вызвала недоброжелательное отношение к себе со стороны некоторых влиятельных лиц из среды минского духовенства. Связано это было, прежде всего, с проблемами вокруг семинарской экономии, доставшейся новому ректору в большом расстройстве. Еще до его назначения в Минск в семинарии накопились значительные долги по хозяйственной части. Когда отец Афанасий вступил в должность ректора, семинарское Правление уже вовсю осаждали подрядчики и поставщики семинарии, в основном евреи, требовавшие уплаты им значительных сумм. Некоторые начали даже жаловаться в Святейший Синод.
Погрузившись в разбор отчетности за прежние годы, отец Афанасий вынужден был просиживать целые ночи над бумагами, в которых обнаружил большой беспорядок. Выяснилось, что часть долгов семинарии оказалась недействительной, а в других были виновны лица, начальствовавшие прежде. Кроме того, выяснились и некоторые отступления от плана по постройке семинарского корпуса. Дело дошло до Петербурга, и по распоряжению Синода началось расследование, вызвавшее длительные и неприятные разбирательства, закончившиеся лишь в 1868 г. Во всем этом деле отец Афанасий занял принципиальную позицию, из-за чего приобрел немало врагов.
К сожалению, деятельность архимандрита Афанасия по управлению Минской духовной семинарией прервалась его неожиданной смертью. В начале лета 1867 г. он отправился в Самарскую губернию для лечения кумысом. В дороге 20 июля он скоропостижно скончался в селе Богдановка недалеко от Самары, где и был погребен на сельском кладбище ректором Самарской семинарии архимандритом Серапионом в сослужении четырех священников.
Нерасположение к отцу Афанасию в среде начальствующих лиц в Минской епархии выразилось в том, что ему нигде не было посвящено даже маленького некролога. Ни слова…
Один только человек не остался равнодушен к этому факту – ученик пятого класса семинарии Дмитрий Булгаковский. Он опубликовал в «Виленском Вестнике» некролог, посвященный архимандриту Афанасию. Впрочем, автору пришлось скрыть свое имя за подписью «Z».
«Прошло более четырех месяцев после смерти покойного, – писал в частности Булгаковский, – но никто из той среды, в которой он действовал около 3-х лет, не почтил его памяти добрым словом. Быть может, в покойном не было тех качеств, кои могли бы вызвать теплое о нем воспоминание, и потому, быть может, каждый за лучшее счел осудить себя, по древней пословице: “de mortuis aut bene, aut nihil”, на строгое молчание? Но не так было на самом деле. Правда, что очень многие до сих пор не воздерживаются пятнать его честное имя, распуская о нем самые неблагоприятные слухи. Но чем объяснить упорное молчание лиц, в среде которых он действовал? Неужели тем только, что он был между ними человек новый, прибывший из великорусских губерний?
Нужно быть близоруким, чтобы не видеть тех благотворных перемен в Минской семинарии, которые произвел о. Афанасий».
Обрисовав затем заслуги покойного перед Минской духовной семинарией, Булгаковский заключал: «Дай Бог, чтобы побольше было таких деятелей в здешнем крае, но дай Бог, чтобы они за свои заслуги получали лучшую благодарность!»